Велосипед "Десна" 60-70-х похож на вермахтовый Бреннабор 40-х

🗓 24 Июл 2019г. в 16:07

Велосипед

Велосипед



В середине 70-х Десна, дорожный велосипед модели в - 140, стоил 48 рублей. Ничего особенного это изделие, как бы, не представляло ибо было классикой мирового велостроения. А между тем история этой модели восходит к 30-м годам и по этому велосипеду есть что сказать спустя множество десятилетий.

Десна - классический велосипед с большими колёсами и немалым весом в 16 кг. Вес, который набирался стальной конструцией, никого особо не тревожил. С семи лет сельские дети осваивали железного коня управляя им забравшись внутрь рамы и стоя на педалях. А уж если ножки доставали с сиденья, вопросов к велосипеду не оставалось. В магазин за семь вёрст или на рыбалку, в райцентр или в лес за грибами - ягодами - всё решалось с помощью этого супер байка. Если же судьба определяла городской режим катания, то достоинства ограничивались приличной скоростью, пассажирским использованием багажника и просто, статусом владельца велосипеда.


Экономя народные деньги велосипед иногда собирали с мелкими огрехами, но, страна всеобщего дефицита тех лет не оставила легенд о низком качестве. Многие экзепляры соответствовали и даже превосходили цену покупки. В первые дни велосипед начинал несколько сыпаться, но, включив систему "сделай сам" к следующему сезону стальной конь уже бил копытом к новым поездкм.

Что было слабы местом изделия? А не было слабых мест. Спицы, клинья шатунов, педали, ключи, нипеля - всё можно было достать и даже прикупить у завода посылторгом. Люфты то и дело убирались. А те что оставались лишь делали ход легче.

В СССР бегали и красивые на тот момент харьковские "старт- шоссе", "турист" и "спутник", с шестернями передач, рулями - баранами и троссиками - тормозами. Эти машины стоили много дороже. Выложить 140 рублей за "турист" или почти столько же за " спутник" это превысить месячную зарплату большинства более - менее честного населения. "Десна" же явно была доступнее и демократичней,

Дизайн байка восходит к велофашистским образцам. Партизанская брянщина в избытке навидалась велосипедов вермахта, а выбив гадов из города и страны эти велики вновь наводнили все города и сёла в роли трофеев и ещё долго служили народу - победителю. Впрочем с 1945 года вопрос с велосипедами в стране решался и постройкой заводов. Чертежи и оборудование из Германии стали служить советскому народу. Вначале в Минске, затем в других городах возводились заводы, часто, вывезенные из Германии.

К началу 60-х решено было велорасшириться и в сторону Жуковского завода обозно - транспортного направления. Байк вышел столь удачным что посёлок срочно подняли до города и геральдический герб украсился велосипедом как темой основного производства в городе.

Велосипед изобретать не стали, клонировали вермахтовый и посмотрели как он себя поведёт. Дизайн пережил завод. Новое предприятие пошло по пути азиатирования деталей и "стелсы" не стали подобны натовским самолётам, но, как вариант, выпускаются в разных велоразновидностях. Самым недорогим оказался классический вариант с одной звёздочкой и и большими колёсами. Шильдики заменились наклейками, солидольные сосалки из втулок исчезли, интеллигентная хромировка юбочки для вилки упразднилась. Шатуны стали шататься на шимановском вале.

Эра социализма с приходом капитализма - китаелизма стала ещё более процветающей и социалистический китай порушил заводов больше чем все эти американо европейские буржуины. Последним велозаводом рухнувшим под натиском дешового Китая был Жуковский велозавод. Конечно приложили руки и теневые дельцы, но всё равно , в общем, народ не отстоял своей народной собственности.


Маркитологи хищно воспевают многозвёдочность и горнопокрышность. Колесёнки маленькие. Пружинки на вилке. Ведь вам же непременно захочется врезаться сто раз в бордюры, и вы будете кататься в лесных бездорожьях, ведь правда же?

Я еду на велосипеде. "Десна" модели 140, тёмно-синего цвета. Звёздочка кольчатая. Тяжёлый? Нормальный. Рама из водопроводных труб? Возможно. Отстой из СССР? Простите! Дас ист эйн фаррад! Это - велосипед! А не ли сень чё, какое-нибудь, китайское.